латентная буддистка Rezza (busconductor) wrote,
латентная буддистка Rezza
busconductor

Categories:

Вышеградский Кодекс

В конце января я приехала в Прагу на выставку "Бенедиктинцы. Средневековое искусство в сердце Европы" и попала, кроме самой выставки, на экспозицию Вышеградского Кодекса -- самой старой и самой ценной книги Чехии. Приедь я двумя днями позже или двумя днями раньше, таких чудес со мной не случилось бы, поскольку книга была доступна для публики всего два дня.







Во дворе Клементинума, где нынче располагается Национальная Библиотека Чешской Республики, стояла очередь -- не очень большая, впрочем, но довольно медленно ползущая и ускоренно прирастающая хвостом. Сам Кодекс выставлялся в Зеркальной Часовне. Я встала в конце очереди, а через 20 минут уже была в первой четверти длиннющей вереницы людей.

Ближе ко входу стояли стенды с рассказами про этапы реставрации манускрипта и историю его создания.



Рукопись датируется 11 столетием и считается коронационным евангелиарием первого чешского короля Вратислава II, к коронации коего в июне 1085 года и была закончена. Часть исследователей считает, что манускрипт был создан в бенедиктинском монастыре в чешском городе Бржевнов, другие возражают, что рукопись возникла и была иллюстрирована в большом и богатом скриптории при обширной библиотеке -- таких в 11 веке в Чехии ещё не было. Анализ письма и рисунков показал, что скорее всего Кодекс был создан в скриптории одного из бенедиктинских монастырей Баварии.



Изначально кодекс создавался без особой цели, но последняя его треть в спешке дорисовывалась, чтобы успеть к коронации. Кодексом раньше называли рукописи книжного формата, в отличие от свитков.



Король, вероятно, хранил Кодекс в своей резиденции в Вышеграде. Есть предположения, что в столичную библиотеку св. Вита манускрипт перенесли в 1228 году, когда в Праге состоялась следующая коронация -- на задней обложке нашли пометку 13 века.



В холле перед входом в Зеркальную Часовню можно было посмотреть короткий фильм о том, как создавалась подробнейшая копия драгоценного манускрипта...



... и даже посмотреть на саму копию.


Девушка в перчатках листала манускрипт и рассказывала о том, как долго руководство Национальной Библиотеки сначала размышляло, стоит ли выставлять драгоценное сокровище -- и это не преувеличение, в 2005 году Кодекс признан памятником национальной культуры -- потом долго организовывало саму выставку, обеспечивало безопасность, решало, стоит ли брать деньги за билеты.. и потом решило приурочить экспозицию Кодекса к выставке про бенедиктинцев.

































В общем, пока я фотографировала каждую страничку, которую открывала девушка в перчатках, очередь заметно продвинулась, и от входа в Зеркальную Часовню меня позвали приятные старички, которые встали за мной ещё на улице и решили меня опекать.













Пока мы двигались к витрине из пуленепробиваемого стекла, старички рассказали мне, что в Пражском Граде в рамках выставки "Замки Чешской Республики" можно посмотреть на ещё одну старинную рукопись -- Будишинский (Баутценский) манускрипт, созданный в 1420 году. Его тоже открыли для публики всего на два дня.



В Зеркальной Часовне есть бесконечный коридор, увидеть себя в коем, вообще-то, довольно затруднительно -- он слишком высоко от пола. Пришлось забацать барочное селфи на селфи-палках вытянутых руках.





И вот, наконец, Кодекс в шаге от меня. В отличие от копии, оригинал листать нельзя -- оно и понятно, историки и реставраторы трясутся над каждым миллиметром манускрипта и не разрешают даже помещать его под яркий свет, так как это может запустить необратимые процессы разрушения краски и пергамента.



Поэтому единственным светом, падавший на страницы рукописи, был свет пражского неба сквозь окна, расположенные под потолком Зеркальной Часовни.



Манускрипт был открыт на страницах 43 и 44 -- рисунок ангела, возвещающего о воскресении, и отрывок из Евангелия от Марка, который принято читать на Пасхальной неделе.













В общем, мы смотрели, а ангелы продолжали возвещать.



Мы со старичками распрощались, они пошли обедать, а я направилась к бенедиктинцам, замкам и Будишинскому манускрипту. Покажу их в другой раз.

Вообще, отличная вышла поездка -- я ехала посмотреть на реликвиарии и аббатские перстни из средневековых бенедиктинских монастырей, а на меня свалились несколько драгоценных рукописей. Вышеградский Кодекс, к примеру, последний раз доставали из сейфа Национальной Библиотеки и выставляли для посетителей в 1969 году. Девушка в перчатках сказала, правда, что теперь, после удачного опыта 2015 года, возможно, Национальная Библиотека будет хвастаться своими сокровищами почаще.

А по дороге к Клементинуму Прага включила кинематографический снег.
Tags: bohemia, prague mon amour, в скриптории холодно, погуляли
Subscribe

  • итогиго

    2018-й был примерно таким: Туман и огни Цветы для Винсента Обложка и картинки к книге "Вся эта кухня"…

  • (no subject)

    когда друзья сегодня поздравляют с днём рожденья Гагарина с тем же рвением, что вчера поздравляли с 8 марта, жизнь космогика в целом удалась. По…

  • (no subject)

    о прекрасные девы, в этот знаменательный весенний солнечный и всё такое день (а также каждый другой день в году) хочу пожелать вам: путешествуйте,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • итогиго

    2018-й был примерно таким: Туман и огни Цветы для Винсента Обложка и картинки к книге "Вся эта кухня"…

  • (no subject)

    когда друзья сегодня поздравляют с днём рожденья Гагарина с тем же рвением, что вчера поздравляли с 8 марта, жизнь космогика в целом удалась. По…

  • (no subject)

    о прекрасные девы, в этот знаменательный весенний солнечный и всё такое день (а также каждый другой день в году) хочу пожелать вам: путешествуйте,…