латентная буддистка Rezza (busconductor) wrote,
латентная буддистка Rezza
busconductor

Categories:
прочла недавно фразу: литература -- это интимное общение двоих людей, происходящее на бумаге, и она хороша в той мере, в какой сохраняет свою человечность.

Доннерветтер! Книги дают односторонний контакт, конечно, а в интернете -- в среде текстового существования -- мы только тем и занимаемся, что соприкасаемся содержимым головы. Куда уж интимнее, в самом деле.

***

фраза, кстати, из книги "Как писать хорошо" Уильяма Зинсера. Это вообще концентрат интересного и полезного, от конкретных рекомендаций до неожиданных историй из жизни, которые вряд ли можно прочитать где-то ещё. Такая Америка для внутреннего потребления. В главе "Простота" Зинсер цитирует правительственный указ 1942 года:

Следует принять меры, обеспечивающие полную невидимость на неограниченное время в течение воздушных налётов всех муниципальных объектов, занимаемых органами федерального правительства, путём изоляции всех источников как внутреннего, так и внешнего освещения.

Президент Рузвельт занимался в том числе тем, что переводил указы собственного правительства с канцелярского на человеческий:

- Скажите им, что, если уж нельзя во время бомбёжки уйти с работы, пусть занавесят чем-нибудь окна, да поплотнее.

***

Пан Вондрушка рассказывал о своём коллеге-медиевисте, авторе научного труда о средневековых пилах. Которыми пилят.



Труд начинался примерно такими словами:

Наибольшее распространение в тринадцатом столетии имел инструмент в виде металлической пластины со множеством зубьев, снабжённый двумя боковыми, как правило, деревянными элементами конструкции, фиксирующими режущую поверхность в определённом соприкосновении с подвергающимся обработке материалом, и приводимый в действие посредством возвратно-поступательных импульсов, обеспеченных поочерёдным приложением физических усилий индивидов, участвующих в процессе распиловки.

Ну то есть, чаще всего люди пользовались двуручной пилой, которую, чтобы распилить бревно, двое дюжих крестьян тянули туда-сюда, схватив за рукоятки.

На вопрос пана Вондрушки, почему нельзя написать про пилу понятным языком, чтобы смогли прочитать и нормальные люди неспециалисты, медиевист ответил, что пан Вондрушка совершенно ничего не соображает в жизни, ничего не знает о суровых законах выживания в учёном сообществе, и вообще, цель научной работы -- не информировать неспециалистов, а продемонстрировать в узком кругу коллег, кто тут самый умный.

***

Каждый день он садился за машинку и заставлял английский язык танцевать (с)

Что меня отдельно захватило в книге -- Зинсер рассказывает вроде бы о технике, об универсальных механизмах создания текста (любого, от статьи в журнал до записок о путешествиях), об алгоритмах самоорганизации автора, но при этом всё время слышно голос живого человека, дружелюбного дядьки с широченным кругозором. Глава "Удовольствие, страх и уверенность" -- почти психотерапия, а "Писательские решения" и вовсе сундук с золотом.

***

О соприкосновениях содержимым головы, кстати -- всё больше людей пишет о перенасыщении информацией, о намеренном сокращении пребывания в соцсетях, и термин "инфогигиена" звучит всё чаще, а мы помним, кто об этом заговорил одним из первых. Я так думаю, лет через пять на изучение всех этих штук начнут раздавать гранты, появятся научные труды, минздрав начнёт предупреждать, появится новое направление психотерапии, а заодно и платные приложения, блокирующие пользователю выход со смартфона в интернет, пока оный пользователь не сделает двести отжиманий.
Tags: txt, Генералиссимус Очевидность, книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments