нет, серьёзно? Что мы имеем:
Фильм вмещает в себя историческое полотно, и байопик, и драму. Тремя слоями повествуется 1. о жизни Гойи, 2. о современных ему политических катаклизмах и 3. об изломанной судьбе героини, пешки в руках наделённых властью посредственностей.
Вкратце: Испанский художник Гойя, пользуясь положением придворного живописца, в перерывах между опортречиванием царственных особ и высокопоставленных церковных деятелей, рисует язвительные карикатурки на богослужителей. В главной конторе инквизиции (да, так и написано было - the holy office of inquisition) садисты в сутанах постановляют, что карикатурки эти - ни в какие ворота. Что самого Гойю трогать не стоит, но в принципе что-то мало мы народу пожгли за последние 50 лет - человек 8 всего, непорядок.
И начинаются новые облавы на еретиков. "Ежели услышите, как кто-то говорит вслух, что материя состоит из атомов, тащите его к нам, тэкскэть, на огонёк". Ну и всё в таком духе. Героиню моей любимицы Наташеньки Портман подцепили за то, что она не любит свинину - косвенный признак её тайного поклонения иудейским идеалам. Поначалу Портман, дочка в благопристойной, состоятельной и христианской семье (в реальной жизни, между прочим, уроженка Иерусалима) робко объясняет святым отцам, что они пагубно заблуждаются, но после нескольких сеансов морально-оздоровительного подвешивания на дыбе сознаётся во всех вменяемых ей грехах.
Гойя узнаёт о творящемся беспределе и пытается через одного из своих клиентов, падре Лоренцо, вызволить бедную Инес из застенков инквизиции. Лоренцо вроде как проникается просьбой, спускается в катакомбы, находит Инес, где, очевидно, от переизбытка высоких чувств, неоднократно её насилует. Потом Лоренцо не без карательного участия семьи Инес бежит из страны и возвращается в неё уже с французскими завоевателями через 15 лет, причём в довольно высоком ранге представителя Наполеона на местах. Инес вынимают из катакомб и помещают в дурдом, а рождённую от акта любвеобильного насилия дочь, ставшую, понятное дело, блудной женщиной, уже почти успевают по приказу Лоренцо выслать в Америку, когда в страну врываются британцы...
... в общем, финальная сцена театральна до абсурда: Лоренцо казнят на площади перед дворцом, толпа танцует, где-то в сутолоке безумная Инес простирает к погосту руки, а на балконе в компании британских солдат стоит их дочь и радостно смеётся, наблюдая казнь. Ну и, понятное дело, Гойя всё это дело зарисовывает. С чего началось - тем и закончилось.
Бедняге Портман в этом фильме достаётся по полной программе - она и жертва пыток, и жертва насилия, и жертва безумия, и даже проститутка, и все ипостаси сыграны очень добросовестно. Вообще, актёры в фильме стараются, ничего не скажешь. Главный злодей злодействует убедительно, Гойя убедительно бездействует, французские завоеватели убедительно насилуют испанских женщин, которые потом убедительно радуются убедительным британским освободителям. И все эти герои выглядят второстепенными на фоне главенствующего идиотизма и царящей жестокости.
Смотришь кино - и чётко осознаёшь, что комбинация "Чмо у руля" неизбывна, неизбежна и непобедима, по сути, на протяжении всей человеческой истории. И довольно страшно осознавать, что на месте пешки может оказаться любой из нас. Особенно если этот любой - красивая молодая девушка, самый морально и физически уязвимый гражданский элемент во время социальных потрясений и войн.
Но, в общем, чтобы это осознать, не обязательно смотреть на подвешенную к дыбе Портман, достаточно, как подметил Элис Купер, включить CNN. Ровно так же, в общем-то, не обязательно смотреть на то, как к уже снятой с дыбы Портман домогается священнослужитель после реплики "хочешь, помолимся вместе?". (замысловатый эвфемизм, очевидно намекающий на склонность людей взывать к господу во время оргазма).
В общем, хорошо, что фильм я смотрела не в кинотеатре - думаю, шок от увиденного на большом экране мог заставить эмоцию превалировать над разумом, и фильм имел бы шанс показаться сильным. В "домашних условиях" кроме неприятного удивления, никаких эмоций не осталось.
PS и когда уже басурманские гримёры начнут маскировать буржуйским актёрам их стоматологически-перфектные улыбки? Дама, подвергнутая пыткам и 15 лет просидевшая в казематах, успев там же родить от насильника, вряд ли выйдет на белый свет с ровным рядом белых же зубов - даже если предположить, что никто её за эти 15 лет хорошенько не бил по лицу.